В МБОУ СОШ №27 ДО «Улыбка» имеются адаптированные образовательные программы (далее – АОП ДО):
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития
Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства. В работу закладываются все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. В работе предусматривается адаптация общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.
В МБОУ СОШ № 27 дошкольное отделение воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением речи фонетико-фонематическим нарушением и общим недоразвитие речи).
Работа с детьми строится на основе психолого-педагогического сопровождения детей, осуществляемого учителем – логопедом совместно с педагогом-психологом.
Цель коррекционной работы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечении эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
- наблюдение педиатром в поликлинике
- логопедические воздействия учителя-логопеда, педагога — психолога
- максимальная помощь родителей и воспитателей
Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально или малыми подгруппами, а также фронтально в логопедической группе.
Задачи коррекционной работы:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ФФНР и ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативной функции, успешности в общении.
Теоретической и методологической основой коррекционной работы:
- Положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка
- Учение Р.Е. Левитиной о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения.
- Исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведённые Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Коррекционно-логопедическая работа строится на основе адаптивной программы:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» М: «Просвещение» 2008 г.
Обновление программы осуществляется на основе программ и методик:
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в средней, старшей, подготовительной логопедической группе для детей с ОНР»
- Арбекова Н.Н. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР» Альбомы 1-4 части
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4 части
- Ткаченко Т.А. «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»
- Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование и развитие»
Программа коррекционной работы содержит:
- содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных), обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы;
- систему комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.
Диагностическое направление включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
- диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.
Следует отметить, что в условиях ДОУ на этапе завершения дошкольного образования нужно щадящим образом характеризовать социальный и психологический портрет личности ребенка с ОВЗ, а также оставить мониторинговое обследование с применением специального инструментария с целью изучения динамики продвижения (с согласия родителей или законных представителей ребенка).
Коррекционно-развивающее направление включает:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психо-коррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.
Информационно-просветительское направление предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал), направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;
- консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Механизм реализации программы: взаимодействие специалистов ДО (план по взаимодействию специалистов ДО в подготовительных к школе группах, план по взаимодействию специалистов ДО в старших группах), обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.